|
Рядные двигатели ЯМ3-534,536 класса евро-4 производятся на новых производственных площадях и новом оборудовании, спроектированы на современном уровне совместно с инжиниринговой компанией AVL List, не уступают зарубежным аналогам, имеют более привлекательную цену.
Двигатели семейства ЯМ3-530 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», экологическому классу Евро-4:
- для дорожной техники — Правилам ЕЭК ООН №49RII-04, №24-03.
- для внедорожной техники — Правилам ЕЭК ООН №96-02, №24-03.
Основные технические характеристики
Модель, комплектация |
ЯМ3-5340
(базовая) |
ЯМ3-5341 |
ЯМ3-5341-10 |
ЯМ3-5342 |
ЯМ3-5344 |
ЯМ3-53442
(Правила 96-02) |
Число и расположение цилиндров |
L4 (рядное) |
Диаметр цилиндра, мм |
105 |
Ход поршня, мм |
128 |
Рабочий объем цилиндров, л |
4,43 |
Мощность, кВт (л.с.) |
140 (190) |
125 (170) |
110 (150) |
100 (136) |
Частота вращения, об/мин |
2300 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) |
710 (72,5) |
670 (68) |
590 (60) |
422 (43) |
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин |
1300–1600 |
1200–2100 |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) |
194,5 (143) |
193 (142) |
197 (145) |
Масса, кг |
480 |
475 |
470 |
460 |
Ресурс, тыс. км |
1000 |
800 |
350 |
Применяемость |
Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МА3 4х2, 4х4, 6х2, 6х4 массой до 12 т, автопоезда до 21 т |
Среднетоннажные грузовые автомобили, шасси МА3 4х2 массой до 6 т, автопоезда до 10 т, автобусы МА3 |
Автобусы семейства ПА3-320412 массой до 11 т |
Автобусы семейств ПА3-4234; ПА3-3204-02; ПА3-3337 массой до 11 т |
Автобусы семейств ПА3-32053; КАВ3-4235 массой до 8 т; автомобили ГА3-33081 «Садко» |
Среднетоннажные грузовые автомобили повышенной проходимости ГА3-3308 «Садко» |
Модификация, комплектация |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) |
Частота вращения при ном. мощности, мин-1 |
Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м) |
Частота вращения при макс. крут. моменте, мин-1 |
Минимальный удельный расход топлива, при 1300±100 мин-1 г/кВт·ч (г/л.с.ч.) |
Удельный расход топлива при номин. мощности г/кВт·ч (г/л.с.ч.) |
Расход масла на угар, % к расходу топлива |
Масса незаправленного двигателя, кг |
Двигатели и их комплектации, соответствующие Правилам ЕЭК ООН № 49-04 |
ЯМ3-5340(-01, -02, -03) |
140 (190) |
2300±25 |
710 (72,5) |
1200-1600 |
197 (145) |
213,5 (157) |
0,1 |
480 |
ЯМ3-5341(-01) |
125 (170) |
2300±25 |
670 (68) |
1200-1600 |
197 (145) |
213,5 (157) |
0,1 |
480 |
ЯМ3-5341-10 (-11) |
125 (170) |
2300±25 |
670 (68) |
1300-1600 |
193 (142) |
209 (154) |
0,2 |
480 |
ЯМ3-5342(-01, -02, -03) |
110 (150) |
2300±25 |
590 (60) |
1300-1600 |
195 (143) |
205 (151) |
0,2 |
480 |
ЯМ3-5344(-01) |
100 (136) |
2300±25 |
421 (43) |
1200-2100 |
197 (145) |
209 (154) |
0,2 |
480 |
ЯМ3-5344-10 (-11, -20) |
100 (136) |
2300±25 |
422 (43) |
1200-2100 |
197 (145) |
213,5 (157) |
0,2 |
480 |
Двигатели и их комплектации, соответствующие Правилам ЕЭК ООН № 96-02 |
ЯМ3-53402 |
140 (190) |
2300±25 |
710 (72,5) |
1300-1600 |
193 (142) |
234 (172) |
0,2 |
460 |
ЯМ3-53442 |
100 (136) |
2300±25 |
422 (43) |
1200-2100 |
197 (145) |
234 (172) |
0,2 |
460 |
- стартер;
- датчик частоты вращения коленчатого вала;
- датчик давления и температуры масла;
- управление заслонкой рециркуляции отработавших газов EGR;
- система вентиляции картера;
турбокомпрессор;
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- система рециркуляция отработавших газов EGR;
- датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
- пневмоклапан управления заслонкой EGR;
- фильтр масляный.
|
- фильтр масляный;
- турбокомпрессор;
- датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
- генератор;
- место маркировки серийного номера двигателя;
- фильтр тонкой очистки топлива.
|
- датчик давления и температуры топлива;
- место установки заводской таблички;
- гаситель крутильных колебаний;
- генератор;
- реле предпускового подогревателя;
- указатель уровня масла;
- датчик давления топлива в рампе;
- топливные трубки высокого давления;
- рампа;
- электронный блок управления;
- насос топливный высокого давления;
- датчик частоты вращения распределительного вала;
- компрессор пневмотормозов;
- смотровой лючок механизма проворота коленчатого вала;
- насос гидроусилителя руля (НГУР);
- фильтр тонкой очистки топлива.
|
Особенности конструкции
Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.
Система топливоподачи
Топливная система аккумуляторного типа (ECRS) производства фирмы R. Bosch. Система обеспечивает давление впрыска 1800 бар, включает в себя:
- насос высокого давления с модулем дозирования,
- топливопровод-накопитель (рампа),
- форсунки.
Система управления
Электронный блок управления (ЭБУ) EDC 7.
Датчики системы управления и устройство коммутации:
- датчик частоты вращения,
- датчик фазы,
- датчик давления топлива,
- датчик температуры топлива,
- датчик температуры наддувочного воздуха,
- датчик давления наддувочного воздуха,
- датчик температуры охлаждающей жидкости,
- датчик давления масла.
Блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатун, подшипники рассчитаны на давление сгорания 210 бар. Системы охлаждения и смазки спроектированы из условия обеспечения 40 кВт/л и имеют высокий потенциал дальнейшей форсировки. Шестеренчатый привод агрегатов расположен со стороны маховика и обеспечивает низкий уровень крутильных колебаний и шума не более 93 дБ (А). 3акрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров. Не требует обслуживания.
Опции
Предусмотрена возможность установки:
- компрессора пневмотормозов производительностью до 350 л/мин и до 500 л/мин;
- насоса гидроусилителя рулевого управления;
- компрессора кондиционера;
- подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины;
- подсоединение системы охлаждения ретардера.
Двигатель имеет возможность комплектования сцеплениями и коробками передач — по стандартам SAE 2, 3.
Система питания топливом: аккумуляторного типа, с высокой энергией впрыска и электронным управлением |
Топливная аппаратура |
Common Rail System с электронным управлением подачей топлива, обеспечивает давление впрыска топлива до 180 МПа (1800 кгс/см2) |
Система управления подачей топлива |
Микропроцессорный блок EDC7 UC31, модели 0 281 020 111 фирмы «BOSCH» |
Топливный насос высокого давления |
Трехплунжерный блочный типа СР3.3 NH, фирмы «BOSCH», с шестеренчатым приводом и шестеренчатым топливоподкачивающим насосом, модели 0 445 020 110 |
Рампа (аккумулятор) |
Трубчатого типа, со встроенным датчиком давления топлива, модели LWR N3, «BOSCH», модели 0 445 224 058 |
Форсунки |
3акрытого типа, с многоструйным распылением, со встроенным быстродействующим электромагнитным клапаном, модели СRIN 3, фирмы «BOSCH», модели 0 445 120 178 |
Топливные фильтры: |
|
- грубой очистки топлива |
Фильтр-отстойник со встроенным ручным прокачивающим насосом, влагоотделителем, сменным фильтрующим элементом модели PreLine 270, фирмы «MANN+HUMMEL»
На двигателях для ОАО «МА3»: полнопоточный фильтр-отстойник «Racor» (4160RHH10MTC) с встроенным ручным прокачивающим насосом и датчиком наличия воды в топливе, фирмы Parker или PreLine 270 фирмы MANN+HUMMEL.
Примечание - фильтр прикладывается к двигателю и устанавливается предприятием - потребителем в систему питания топливом |
- тонкой очистки топлива |
Полнопоточный, со сменным фильтром для топлива модели WDK 962/1, для ЯМ3-5344 - модели WDK 940/1 фирмы «MANN+HUMMEL» |
Электронная система управления: микропроцессорная |
Электронный блок управления (ЭБУ) |
Микропроцессорный контроллер, охлаждаемый топливом, модели EDC7UC31 фирмы «BOSCH |
Датчики электронной системы управления: |
|
- частоты вращения коленчатого вала |
0 281 002 315, фирмы «BOSCH» |
- частоты вращения распределительного вала |
0 281 002 315, фирмы «BOSCH» |
- давления и температуры масла |
0 261 230 112, фирмы «BOSCH» |
- температуры охлаждающей жидкости |
0 281 002 209, фирмы «BOSCH» |
- давления наддувочного воздуха |
0 281 006 102, фирмы «BOSCH» |
- давления топлива в рампе |
0 281 002 930, фирмы «BOSCH |
- давления и температуры топлива в магистрали низкого давления |
0 261 230 112, фирмы «BOSCH» |
Жгуты электрические:
- проводов форсунок
- проводов датчиков двигателя
- промежуточный от ЭБУ двигателя к автомобилю |
5340.3724 010
5340.3724 012
536.3724 014 |
Система смазки: Смешанная, с «мокрым картером». Охлаждение масла осуществляется в жидкостно-масляном теплообменнике, встроенном в двигатель |
Насос масляный |
Шестеренчатого типа с внутренним эпициклическим зацеплением, с шестеренчатым приводом, установлен на заднем торце блока цилиндров внутри корпуса шестерен |
Давление масла в системе смазки двигателя, прогретого до 80-100? С, кПа (кгс/см2) |
|
- при номинальной частоте вращения |
400-550 (4,1-5,6) |
- при минимальной частоте вращения холостого хода, не менее |
100 (1,0) |
Масляный фильтр |
Полнопоточный, встроенный в корпус сервисного модуля, со сменным фильтром для масла модели W 11 102, фирмы MANN+HUMMEL |
Система наддува: Газотурбинная, с охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле или автобусе |
Турбокомпрессор |
С радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором, оборудован перепускным клапаном. Турбокомпрессор модели S200G фирмы «Borg Warner». Модели S100G фирмы BorgWarner – для двигателей ЯМ3-5342 и ЯМ3-5344 на автобусы ООО «ПА3» |
Температура надувочного воздуха на выходе из ТКР на номинальном режиме работы двигателя при температуре окружающего воздуха 25 °С |
170-180°С |
Система охлаждения двигателя: Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя, рассчитана на всесезонное применение низкозамерзающих жидкостей. |
Насос водяной |
Центробежного типа, с приводом поликлиновым ремнем, встроен в сервисный модуль |
Термостаты |
Два, с твердым наполнителем, с клапаном в дренажном отверстии и температурой начала открытия 82? С, марки ТС 117.1306100-05 |
Вентилятор с муфтой включения |
Осевого типа, диаметром 600 мм или 650 мм, с обечайкой на двигателе, с встроенной вязкостной муфтой, с включением по температуре набегающего потока воздуха. Обороты ведения холостого хода не более 600 мин-1.
Положение вентилятора:
- 255 мм выше оси коленчатого вала, O 600 мм;
- на оси коленчатого вала, O 650 мм
Примечание - для автобусов с боковым расположением блока радиаторов предусмотрен отбор мощности до 25 л.с. для привода вентилятора от шкива коленчатого вала
На двигателях для ОАО «ГА3»: Осевого типа, диаметром 455 мм, с встроенной вязкостной муфтой, с включением по температуре набегающего потока воздуха. Обороты ведения холостого хода не более 600 мин-1. Положение вентилятора 255 мм выше оси коленчатого вала |
Жидкостно-масляный теплообменник |
Пластинчатого типа, выполненный в одном корпусе сервисного модуля с фильтром очистки масла, водяным насосом и коробкой термостатов и установленный на блоке с правой стороны |
Электрооборудование: рассчитано на работу в цепи постоянного тока с номинальным напряжением 24 (28) В |
Генератор |
Переменного тока, 28В, 100А, с встроенным регулятором напряжения |
Пусковое устройство |
Электрический стартер, номинальное напряжение 24 В, номинальная мощность 3,2 кВт, при использовании аккумуляторной батареи общей ёмкостью 88 А·ч |
Средство облегчения холодного пуска |
Электрический теплоэлемент, напряжение 24 В, мощность 1,9 кВт |
Реле включения средства облегчения пуска |
Модели V23132-В2002-А100 фирмы «Tyco Electronics» |
аслонка рециркуляции отработавших газов (EGR) |
Модели 5340.1213015 |
Электромагнитный клапан привода заслонки рециркуляции отработавших газов |
Модели 4088589 9000 024 00 |
Нейтрализатор отработавших газов |
Глушитель с оксидационным нейтрализатором и двумя сажевыми фильтрами в сборе модели
ЯМ3-5340, -5341 |
ЯМ3-5342 |
ЯМ3-5344 |
5340.1201010-01
5340.1201010-02
5340.1201010-03 |
5342.1206010
–
5342.1206010-03 |
5340.1206010-21
–
5340.1206010-23 |
Примечание – нейтрализатор отработавших газов прикладывается к двигателю и устанавливается предприятием – потребителем на изделие в систему выпуска отработавших газов |
Система вентиляции картера: замкнутого типа с отсосом в систему впуска воздуха перед ТКР, с маслоотделителем и клапаном регулирования давления, встроенных в крышку головки блока цилиндров
Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.
Предусмотрена возможность установки:
- компрессора пневмотормозов производительностью до 350 л/мин и до 500 л/мин;
- насоса гидроусилителя рулевого управления;
- компрессора кондиционера;
- подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины;
- подсоединение системы охлаждения ретардера.
Двигатель имеет возможность комплектования сцеплениями и коробками передач — по стандартам SAE 2, 3.
Модель двигателя, модификация, комплектация |
Изделия, на которые устанавливаются двигатели |
Базовая модель ЯМ3-5340 и ее комплектации |
ЯМ3-5340 |
МА3 грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х2, 6х4 полной массой до 12 т, автопоезда на их базе до 21 т (ОАО “МА3”) |
ЯМ3-5340-01 |
МА3 комплектация под установку компрессора кондиционера (ОАО “МА3”) |
ЯМ3-5340-02 |
МА3 комплектация с вентилятором (ОАО “МА3”) |
ЯМ3-5340-03 |
МА3 комплектация с вентилятором и под установку компрессора кондиционера (ОАО “МА3”) |
ЯМ3-53402 |
“УраL” грузовые автомобили с/х назначения повышенной проходимости с колесной формулой 4х4 полной массой до 13 т, автопоезда на их базе до 24 т (ОАО “А3 “УраL”), в том числе «УраL-432065» |
ЯМ3-53402-10 |
33ГТ гусеничный снегоболотоход |
Модификация ЯМ3-5341 и ее комплектации |
ЯМ3-5341 |
МА3 среднетоннажные автомобили, шасси автомобильные с колесной формулой 4х2 полной массой до 6 т, автопоезда на их базе до 10 т и автобусы (ОАО “МА3”) |
ЯМ3-5341-01 |
МА3 комплектация под установку компрессора кондиционера (ОАО “МА3”) |
ЯМ3-5341-10 |
ПА3 автобусы семейства ПА3-320412 полной массой до 11 т (ООО “ПА3”) |
ЯМ3-5341-11 |
ПА3 комплектация под установку компрессора кондиционера (ООО “ПА3”) |
Модификация ЯМ3-5342 и ее комплектации |
ЯМ3-5342 |
ПА3 автобусы семейства ПА3-320402, ПА3-4234, ПА3-3237 полной массой до 11 т (ООО “ПА3”) |
ЯМ3-5342-01 |
ПА3 комплектация под установку вентилятора (ООО “ПА3”) |
ЯМ3-5342-02 |
ПА3 комплектация под установку компрессора кондиционера (ООО “ПА3”) |
ЯМ3-5342-03 |
ПА3 комплектация под установку вентилятора и компрессора кондиционера (ООО “ПА3”) |
Модификация ЯМ3-5344 и ее комплектации |
ЯМ3-5344 |
ПА3 автобусы семейства ПА3-32053 (ООО “ПА3”) |
ЯМ3-5344-01 |
ПА3 комплектация под установку компрессора кондиционера (ООО “ПА3”) |
ЯМ3-5344-10 |
ГА3 среднетоннажные грузовые автомобили семейства ГА3-3308 (“Садко”) и ГА3-3309 (ООО “Автозавод “ГА3”) |
ЯМ3-5344-11 |
ГА3 комплектация под установку компрессора кондиционера (ООО “Автозавод “ГА3”) |
ЯМ3-5344-20 |
ГА3 перспективные среднетоннажные грузовые автомобили семейства ГА3-33081 ("Садко") (ООО "Автозавод "ГА3") |
ЯМ3-53442 |
ГА3 среднетоннажные грузовые автомобили повышенной проходимости семейства ГА3-3308 и их шасси (ООО “Автозавод “ГА3”) |
до 140 кВт образцовой энергии
Новое семейство средних рядных дизельных двигателей ЯМ3-530 создано лидером российского дизелестроения – ОАО «Автодизель» (ЯМ3) в партнерстве с ведущим мировым разработчиком – компанией AVL.
Благодаря 65-летнему опыту производства и конструирования дизельных двигателей для автотранспортных средств разработана принципиально новая для российского двигателестроения прогрессивная конструкция рядного двигателя, вобравшая в себя также лучшие традиционные качества марки «ЯМ3»: многоцелевой характер, надежность, экономичность, простота и удобство обслуживания.
Уже на стадии стендовых, сертификационных и дорожных испытаний в составе техники различного назначения были подтверждены высокие технические показатели новых моделей на уровне ведущих мировых аналогов: экономичность, соответствие высоким экологическим стандартам, эффективность, уникальный ресурс, - дающие существенные преимущества современным транспортным средствам в эксплуатации.
Сформирован основной ряд максимально унифицированныхмодификаций и комплектаций 4-цилиндровых моделей с мощностным диапазоном 136-190 л.с. (100-140 кВт), позволяющий найти решение для любой транспортной задачи и подобрать оптимальные характеристики двигателя, наиболее подходящие для ТС потребителя.
Эффективность и универсальность, заложенные в конструкцию
В двигателях ЯМ3-530 воплощены передовые конструктивные решения по организации рабочего процесса, компоновке, управлению, работе основных систем.
- система топливоподачи аккумуляторного типа CRS с электронной системой управления,
- корпусные и базовые детали рассчитаны на давление сгорания 210 бар,
- системы охлаждения и смазки обеспечивают получение литровой мощности 32 кВт/л с высоким потенциалом форсирования,
- шестеренчатый привод агрегатов со стороны маховика обеспечивают низкий уровень шума,
- закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров, не требует обслуживания.
Компактность и небольшой вес существенно упрощают привязку ЯМ3-5340 в моторный отсек. Двигатели успешно адаптируются для различной техники, включая городской, пригородный и междугородний транспорт, коммерческие автомобили, полноприводную и специализированную технику.
Конструктивно заложены наиболее значимые опции для современных ТС:
- установка компрессора кондиционера
- установка НГУР
- подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины/салона
- установка компрессора пневмотормозов до 500 л/мин
Новые стандарты эксплуатации
Высокая надежность. Двигатели ЯМ3-5340 имеют солидный ресурс до 700 тыс. км и впечатляющий интервал прохождением ТО до 30-50 тыс. км. Это позволяет уменьшить расходы на обслуживание двигателя в 1,5-2 раза. 3аводская гарантия на двигатель не ниже показателя транспортного средства.
Экологичность, бесшумность и комфорт выгодно отличают технику с ЯМ3-5340. Низкий уровень шума и вибрации, не более 92 Дба, дают возможность отказаться от дополнительного дорогостоящего капотирования моторного отсека и существенно повысить комфорт в кабине автомобиля или салоне автобуса.
ЯМ3-5340 и его модификации соответствуют экологическому классу 4:
- для дорожной техники - Правилам ЕЭК ООН № 49-04В1, № 24-03;
- для внедорожной техники - Правилам ЕЭК ООН № 96-02, № 24-03
Достижение параметров Евро-5 без существенных изменений конструкции.
Экономичность на уровне ведущих мировых аналогов. Низкий расход топлива и масла ЯМ3-5340 подтвержден в ходе испытаний автомобилей ГА3, «УраL», автобусов ПА3. Так, расход топлива ТС составляет в среднем 12-13 литров на 100 км при скорости 60 км/ч.
Динамичность и эффективность движения. Применение двигателя ЯМ3-5340 гарантирует высокие тягово-динамические характеристики современной техники. Крутящий момент - до 710 Н.м обеспечивает высокую динамику автомобиля и автобуса, оптимальный разгон и управляемость в любом транспортном потоке с максимальной экономией расходных материалов.
Одновременно обеспечивается дополнительное торможение моторным тормозом (торможение двигателем). |
|
Для заказа двигателя используйте следующую форму: |
|
|